С диагнозом аутизм в Словении. История Павла Донского

image

Это будет не совсем обычная история студента, поскольку Паша не может рассказать свою историю обучения в Словении сам. У него атипичный аутизм и он почти не разговаривает. Поэтому его историю расскажут его родители, Виталий и Юлия Донские. Таким образом мы откроем серию статей о том, как живётся и учится в Словении детям и взрослым с особыми потребностями, которым мы с радостью помогаем.

Сколько сейчас лет Павлику, как давно вы живёте в Словении и откуда переехали?

Паше сейчас 8 с половиной лет. В Словении мы постоянно живём с ноября 2014го. Переезжали из Ростова-на-Дону, прожив там перед этим почти 5 лет. До этого жили в Тольятти, где Павлик и родился.

Где Паша учится и как давно?

В коррекционной школе Ярше, относящейся к Центру Янеза Левца, с января 2015го. Второй год ходит в первый класс. Здесь система классов отличается от обычной.

Ходил ли Паша в школу в России?

Нет. В России нас ждало в лучшем случае домашнее образование. Собственно, у нас в России и диагноза не было. В детский сад Паша тоже не ходил. Так что здесь для него началась новая жизнь во всех смыслах. Опыт переезда в другую страну совместился с первым школьным опытом.

А можно подробнее про постановку диагноза? Почему его не было в России? И как вы получили его здесь?

По опыту общения с другими родителями особых детей мы пришли к выводу, что у нас допольно типичная ситуация. В плане отсутствия диагноза. Мы обращались к разным специалистам с 2-летнего возраста Паши, на нас при этом либо махали рукой, либо говорили, что это обычная ситуация для мальчиков («заговорит лет в 5-6, ждите»), либо винили во всём микроскопическую кисту, либо пытались вытянуть деньги на альтернативные способы лечения того, у чего на тот момент и названия окончательного не было. Вот и всё.

А в Словении нас просто направили на врачебную комиссию, общение с врачами длилось не меньше 2 часов, в ходе которых происходило тестирование Паши, затем врачи общались с нами, параллельно наблюдая за поведением сына в игровой комнате. И потом мы получили заключение и направление на специальное обучение.

Кстати, диагноз в Словении нам ставили дважды. После первого мы ещё сохраняли надежду, как, наверное, любые родители, что, возможно, врачи ошиблись, дело в родовой травме и в плохом кровообращении из-за смещения позвонков в шейном отделе. Сделали рентген, прошли ещё одну комиссию и получили повторный диагноз от другого специалиста, с которым уже спокойно и живём.v_sloveniyu_s_osobennym_rebyonkom

Что можете рассказать о школе Янеза Левца, нравится ли там сыну?

Сразу скажем, что обучение бесплатное. Мы платим только за питание и учебные принадлежности, и участие сына в различных внешкольных мероприятиях, поездки в музеи, походы в театр. При этом нам компенсируют расходы на бензин, поскольку школа находится дальше, чем в 6 километрах от нашего дома. Но это такие, бытовые аспекты.

А из главного, нас поразило то, какие люди работают в школе. Насколько они действительно любят своё дело, любят детей, не смотря на все трудности работы с ними. И, конечно, сам подход к образованию детей с особыми потребностями, насколько всё на высоком уровне оборудовано, какие активности для детей организуются, как их всесторонне поддерживают и развивают.

Наглядный пример. В Ростове нам сказали, что сына ждёт закрытый интернат за городом. Здесь же на второй неделе посещения школы Паша с другими ребятами поехал на общественном транспорте на театральную постановку. В школе есть физиотерапевт, комната релаксации, мастерские, свой огородик, специальные спортивные занятия, нацеленные на укрепление мышц и улучшение координации движений. Дети ходят в походы, участвуют в спортивных соревнованиях, ездят в лагеря на каникулах, участвуют в программах с учениками из обычных школ.

И мы испытали шок, в хорошем смысле, год назад, когда на пикнике в честь Дня рождения школы узнали, что отмечаем мы не просто день рождения, а 50-летний юбилей. Мы не жили в других европейских странах, возможно, там ещё лучше обстоят дела с образованием и социализацией детей с особыми потребностями, но сам факт того, что в Любляне уже 50 (!) лет существует такой центр, говорит очень и очень о многом.

Если говорить о том, нравится ли в школе сыну, нам сложно ответить однозначно. В отличие от старшей сестры, готовой каждый день, и в дождь, и с больным горлом, бежать в школу, Паша особого энтузиазма к ранним подъёмам в школу не проявляет и частенько протестует. Но при этом мы видим, как он относится к сотрудникам школы, как он с ними общается, дружит.

Для нас важно, что здесь сын развивается без применения травмирующих психику методик или медицинских препаратов. Мы видим, как он становится спокойнее и активнее использует речь.

v_sloveniyu_s_osobennym_rebyonkomНаверное, это всё, что нужно. А сколько человек в классе?

5-6 максимум. При этом опекают их двое взрослых, педагог и воспитатель.

Что изменилось в вашей жизни с тем, когда Паша пошёл в школу в Словении?

Стало легче. Ребёнок не просто занят 8 часов каждый будний день, а мы можем спокойно работать. Он занят тем, что ему полезно. Он приобретает новые навыки, разносторонне развивается, программа его занятий составлена специалистами. А ещё стало спокойнее. Нам здесь не страшно за будущее сына.

Какое напутствие вы бы дали другим родителям особенных детей?

Просто принимать своих детей такими, какие они есть. И искать позитив, в том числе и в обыденных мелочах.

Хотим поблагодарить за рассказ Юлию и Виталия Донских и пожелать дальнейших успехов Павлику. И напомнить, что компания Europoint на безвозмездной основе оказывает помощь семьям с особенными детьми.

 

Смотрите также